Чему обучают ребёнка в детском саду
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало.
Цель программы: выстраивание целенаправленной систематической работы для формирования у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
Задачи программы:
-. Формирование эстетического отношения к окружающей
действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
- Воспитание уважительного отношение к труду народных мастеров; национальной гордости за мастеров русского народа.
- Формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;
- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
-Развитие творчества, фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения.
-Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Принцип воспитывающего обучения: приобщение детей к культуре труда, воспитание у них уважения к людям разных профессий.
Принцип научности: использование научно – обоснованных и апробированных на практике методик.
Принцип наглядности: опора на чувственный опыт ребенка, организация наблюдений окружающей действительности.
Принцип систематичности и последовательности: постепенное усложнение материала, формирование системы знаний у детей.
Принцип доступности: соотнесение содержания, характера и объёма материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип осознанности: формирование у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению к собственным достижениям.
1.4 Планируемые результаты:
- Дети знают разные виды декоративно-прикладного искусства;
- называют средства выразительности;
- высказывают эстетические суждения о произведениях искусства;
- создают индивидуальные декоративные композиции;
- используют в рисовании разные материалы и способы изображения.
- продолжают развивать декоративное творчество;
- развивают умение создавать узоры по мотивам народных росписей,
знакомых детям, и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская,
мезенская роспись и др.);
- формируют умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
- закрепляют умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек;
- умеют расписывать вылепленные самостоятельно игрушки;
-закрепляют умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства, используя характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Образовательная программа дошкольного образрования МДОУ "Детский сад №4" разработвана на основе ФОП ДО и предназначена для реализации в 2023-2024 учебном году.
Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ « Детский сад №4» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Федеральной образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённых приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года), «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 года № 373), СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ( далее - Программа).
Главная цель дошкольного образования - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Для достижения данной цели важно оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, содействие проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности, формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, создание почвы для проявления и формирования общественно-ценных мотивов, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- активная жизненная позиция;
- творческий и безопасный подход в решении различных жизненных ситуаций;
- эстетическое отношение к окружающей действительности;
- уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, экспериментированияпродуктивной, музыкальной, чтение художественной литературы, предметной,
Задачи Программы:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- приучение детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Развивающие занятия. При их проведении использовать современные образовательные технологии, работать в зоне ближайшего развития, реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, использовать на занятиях материал, соответствующий духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов России.
Критерии правильности действий педагога – сохранение интереса детей и их активное участие в занятии.
Эмоциональное благополучие. Тёплое, уважительное, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональным состояниям и.т.п.
Критерии правильности действий педагога- дети судовольствием ходят в детский сад, радуются всрече со сверстниками и воспитателями.
Справедливость и равноправие.
Критерии правильности действий педагога- дружелюбное отношении детей друг к другу независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
Детско-взрослое сообщество. Проводить специальную работу над созданием детско-взрослого сообшества, организованного на взаимном уважении, равноправии, дброжелательности, сотрудничестве всех участников образовательных отношений.
Критерии правильности действий педагога – активное и заинтересованное участие детей в реализации совместных проектов и общегрупповых событий, наличие в группе традиций, совмстных правил, умение детей взаимодействовать и самостоятельно договариваться друг с другом.
Формирование ценностных представлений. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных качеств народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за её достижения, уважения к традиционным ценностям, нравственных основ личности.
Критерии правильности действий педагога – проявление у детей чувства справедливости, заботы о тех, кто слабее, чувство гордости за страну, за её достижения, стремление быть полезным членом общества.
Пространство детской реализации. Поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировнке идеи, реализации замысла. Предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска. Личностно-ориетированное взаимодействие, признание уникальности, неповторимости каждого ребёнка. Уважительное отношение к результатам детского труда и творчества, Помощь в осознании пользы, признания значимости полученного результата для окружающих.
Критерии правильности действий педагога – проявление детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности.
Нацеленность на дальнейшее образование. Положительная мотивация к дальнейшему обучению в школе.
Критерии правильности действий педагога – дети любознательны, задают много вопросов, появляют интерес к школе.
Региональный компонент. В организации и содержании образования учитывать природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона, воспитывать интерес и уважение к родному краю.
Критерии правильности действий педагога – дети проявляют интерес и уважение к родному краю, имеют представления о его достопримечательностях.
Предметно-пространственнаяя среда.
Критерии правильности действий педагога – каждый ребёнок может найти себе занятие поинтересам.
Взаимодействие с семьями воспитанников. Обеспечивается открытость дошкольного образования, открытость и доступность информации, свободный доступ родителей в пространство детского сада, обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе, обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.
Критерии правильности действий педагога – Родители становятся союзниками, партнёрами и помощниками, полноправными участниками образовательного процесса.
Цель и задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Цель. Гражданское становление личности, освоение общечеловеческих ценностей, формирование духовности, нравственно-патриотических чувств, формирование у дошкольников основ культуры безопасности, воспитание ответственности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг, формирование первичных представлений о труде взрослых, различных профессиях, активное познание культурно-исторического наследия родного города и края у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла;
- формирование позитивных установок к труду и творчеству;
- создание условий для становления основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- создание условий для складывания целостных гармоничных отношений ребёнка с миром, с другими людьми,
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами города, области, государства (герб, флаг, гимн);
- корректировать негативные проявления и побочные наклонности ребёнка в соответствии с нормой.
Реализация интегрированного модуля «Юный гражданин», включающего три основных направления педагогической деятельности – нравственно-патриотическое воспитание, формирование у дошкольников культуры безопасности, создание представлений о мире профессий предполагает включение его содержания во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.
Рабочая программа образования детей второй группы раннего возраста разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, от 30 сентября 2022г. №874(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября, регистрационный номер №70809.ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776).
Рабочая программа образования детей второй ранней группы обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с воспитанниками группы. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с воспитанниками и обеспечивает физическое, социально коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа направлена на: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народ, исторических и национально-культурных традиций.
Рабочая программа образования детей средней группы разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, от 30 сентября 2022г. №874(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября, регистрационный номер №70809.ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776).
Рабочая программа образования детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.Данная рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации логопедической деятельности с детьми, имеющими нарушения речи.
Программа является составным компонентом основной образовательной программы ДОО.
Программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373);
- с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028);
- c основной образовательной программой дошкольного образования ;
- с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность учителя-логопеда образовательной организации;
- «Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
2016 год;
- «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», Н.В. Нищевой, 2014 год.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МДОУ «Детский сад № 4» (далее – Программа) разработана на основе основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 4», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются:
- Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»».
- Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения России № 1022 от 24.11.2022 г. «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога в соответствии с пятью образовательными областями: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие» и с учётом направлений работы педагога-психолога: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ, психолого-педагогическое, методическое сопровождение реализации основных и дополнительных программ.
Психологическое сопровождение участников образовательных отношений в ДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условий возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потери интереса к делу, недомогании и другие, и правильно их интерпретировать.
Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном:
- на психологическое просвещение и консультирование педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей);
- гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанников;
- адаптацию ребёнка к детскому саду;
- ранее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребёнком при групповой форме работы;
- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ является обязательным в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для организации обучения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (далее ОВЗ УО) в условиях группы общеобразовательной направленности. По заключению ПМПК воспитаннику присвоен статус: ограниченные возможности здоровья (умственная отсталость). Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе в условиях комбинированной группы.
Адаптированная образовательная разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Объем обязательной части адаптированной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части адаптированной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
-
-
- Возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью.
-
Психолого-педагогические особенности развития:
Воспитанник с детьми не общается, ко взрослым словесно с просьбой не обращается, молча, берёт за руку, и ведёт к тому объекту, который его заинтересовал. Стал слышать просьбы взрослых, старается их выполнять в меру своих возможностей. Эмоциональное состояние неустойчивое. Поведение не всегда адекватное, при возникновении трудностей – уход, не пытается справиться с заданием, реакция на успех отсутствует. Низкий уровень познавательной активности, самоконтроль слабый, низкая работоспособность.
Восприятие: не работает по образцу, не выделяет цвет, форму, величину, не устанавливает пространственные отношения; низкий темп восприятия.
Внимание: непроизвольное, не умеет сосредоточиться на задаче, не устойчивое, переключаемость низкая, характер отвлекаемости - отсутствие интереса.
Память: недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, требуется постоянное подкрепление и многократное повторение.
Мышление: наглядно-действенное. Коробка форм: переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру. Пирамидку складывает путем промеривание (еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их).
Игра – играет один, игры непродолжительны по времени, в основном производит манипуляции с предметами, при этом хаотично передвигается по помещению. Мисочки: зрительное соотнесение (правильное решение на основании только зрительного анализа).
Продуктивная деятельность. Рисование, лепка – отсутствие интереса.
Ведущая рука - правая. Слабый уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Отсутствие элементов планирования, сюжетно-ролевой игры с предметами. Нуждается в индивидуальном сопровождении, в постоянном контроле со стороны взрослого.
При проведении обследования были проведены следующие диагностические методики: коробка форм, разрезанные картинки, пирамидка и мисочки, найди такую же картинку (внимание), метод наблюдения.
Учреждение реализует следующие мероприятия: получение образования по адаптированной образовательной программе, психолого – педагогическое консультирование семьи воспитанника (законных представителей), педагогическая коррекция, психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса.
1.1.2 Цели и задачи Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с УО, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
1)реализация содержания АОП ДО обучающимися с УО;
2)коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с УО;
3)охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с УО, в том числе их эмоционального благополучия;
4)обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с УО в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
5)создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с УО как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
6)объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7)формирование общей культуры личности обучающихся с УО, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности
8)формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с УО
9)обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с УО;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №4» в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с воспитанниками группы. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с воспитанниками и обеспечивает физическое, социально -коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Рабочая программа направлена на: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народ, исторических и национально-культурных традиций.
Настоящая рабочая программа для детей младшей группы составлена воспитателями МДОУ «Детский сад № 4» Игнатовой А.А., Черновой Е.В. Программа разработана в соответствии с требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО. Программа определяет содержание и организацию работы с воспитанниками. Программа направлена на разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373);
- с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв. приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028);
- c основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №4».
Рабочая программа направлена на реализацию обязательной части основной образовательной программы ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа является основой для преемственности образования детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Цель рабочей программы - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи рабочей программы:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей 5-6 лет к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей 5-6 лет;
- создание условий для равного доступа к образованию для детей 5-6 лет с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Рабочая программа (далее - Программа) музыкального руководителя составлена с целью реализации в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (1,5 -7 лет) разработана на основе Образовательной программы МДОУ «Детский сад №4» г. Михайлов в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушением зрения МДОУ «Детский сад № 4» (далее –Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения;
- на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность
- на сложившиеся традиции ДОУ;
- на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с нарушением зрения, а также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с нарушением зрения:
Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
Цель Программы: создание условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДОУ для обучающихся с нарушением зрения;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с нарушением зрения;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с нарушением зрения, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с нарушением зрения в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с нарушением зрения как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с нарушением зрения, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с нарушением зрения;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с нарушением зрения;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.